Что такое хорошо, а что такое плохо?

Мой сын часто задаёт мне этот вопрос. Я никогда не отвечаю одним словом. Если только короткой фразой «всё относительно, сынок». Обычно он начинает спорить и говорить: а вот учительница сказала «это плохо». Тогда мы садимся и разбираем каждый случай подробно. Рассматривая ситуацию с разных сторон, под разными углами. То есть как бы примеряя на себя то роль адвоката, то роль подсудимого, то судьи, то пострадавшей стороны.
Для меня таких понятий, как «хорошо и плохо», «добро и зло», давно не существует. Причём без «но». Даже вопиющие случаи очевидного зла для стороннего зрителя, окажутся единственно возможным развитием событий для их содеявшего.
А очевидно неприглядный на первый взгляд поступок может принести положительный результат. Как, например, попытки научить ребёнка плавать, выкинув его за борт лодки. Хорошо это или плохо? Добро это или зло?
Либо плохой пример для подражания (родитель) может взрастить что-то прекрасное. Например, родитель-алкоголик своим вопиюще негативным примером может вызвать отвращение к алкоголю и к такому образу жизни в целом у своего ребёнка. И сын забулдыги станет чудесным отцом своим детям, нежным, заботливым мужем, работящим и естественно принципиально непьющим человеком.
Думаю, большинство из Вас, читая эти строки, вспомнили хотя бы один случай из своего детства, когда Вы зарекались: «я никогда не скажу такого своей дочери», «я никогда не буду, как моя мама», «я никогда не буду бить своих детей, как мой папа», «я никогда и ни за что...»
Но! говорит ли это о том, что для того, чтобы наши дети стали успешными, нам всенепременно всем поголовно нужно бухать по-чёрному, чтобы вызвать отвращение к таким состояниям у наших детей и запустить программу «вопреки, а не по течению»? Ответ очевиден. Нет.
Что вообще надоумило меня записать сегодня свои думки на тему «хорошо и плохо»? Одна мысль, которая мелькнула сегодня в моей голове «ой так много смеюсь- завтра плакать буду». Знакомо? Или «из той же песни»: «слишком тихо- не к добру», «счастье любит тишину».
То есть когда нам хорошо- после обязательно должнo стать плохо? От куда это берётся в нашей голове? Думаете просто услышали где-то, запомнили и вауля поверили? Вовсе нет. Мы слышим только то, на что «настроены наши локаторы» (Об этом можно почитать в книге «Монах, который продал свой Феррари»). Повторяем только то, в чём были уверены внутри, но искали одобрение уже заранее принятому СВОЕМУ решению извне. «Верим» лишь в то, что снимает с нас некую ответственность за свои решения, свою жизнь. Мол, это не я техничкой работаю и поэтому плохо живу, а судьба у меня такая, значит так Бог захотел, или карму родовую отрабатываю, или это меня сглазили, или порчу навели.
Так вот, извне это к нам не пришло. Это изнутри вылезло. Детские установки, внутренние убеждения. А убеждения любят находить подтверждения. Как же это зарождалось? Давайте представим такую картину:
Мальчик (Вы можете представить девочку) возвращается со школы, пусть это будет розовощёкий первоклассник Лёша. Получил пятёрку! Долгожданную и желанную! Счастливый и довольный врывается домой, с рюкзаком наперевес, глаза горят, улыбка до ушей. В руках уже распахнутый дневник (ещё в подъезде достал, чтобы поскорее своей радостью поделиться с мамой, чтоб прям сразу, с порога свою порцию похвалы, объятий и признания получить). Как же его разрывает от желания взахлёб рассказывать маме о том как он это сделал, чтобы она заулыбалась, обняла и расцеловала...А он сделает вид, что это лишнее, вытрет отпечаток губ со щеки, он ведь уже большой, 7 лет! Ну, конечно же, он забыл ботиночки снять, он же так торопится!
А мама сегодня у папы в телефоне нашла смску от неизвестной «Женя прораб» с текстом: «хочу тебя опять».
А тут «ЕГО» сын! В грязных ботинках! По чистому полу! Шарф из рукава торчит, значит шёл по улице без него! Щёки красные, значит всё, заболел уже! И она...начинает орать. Ну конечно не на сына, ну конечно душит злость, ревность, обида на мужа. Но орёт она сейчас на счастливого розовощёкого первоклассника Лёшу, с пятёркой наперевес. Занавес.
Проходит время и в голове розовощёкого Лёши прочно закладывается новая нейронная связь: «когда Оочень радостно и Оочень хорошо- потом будет Оочень грустно и Оочень больно». Лучше вообще «не надо мне этого хорошо». Лучше никак. Лишь бы больше не было больно.
И вот однажды взрослый самодостаточный уверенный в себе сорокалетний Алексей однажды произносит фразу: «что-то слишком всё ладно, не к добру».

Помните фразу : «многие знания- многие печали»? Так вот, чем глубже я рассматриваю ту или иную проблему, чем больше изучаю техник истребления проблемы, тем больше понимаю, что я ничего не знаю. А зачастую прихожу к выводу, что ЭТУ проблему вообще не нужно решать. Не потому, что я не вижу как. Видеть-то я вижу. Способов всегда находится гора и маленькая тележка. Но также я вижу и дальнейшее развитие событий. Например, жена жалуется на мужа-алкоголика. Представим, муж излечился. Стал абсолютно здоровым. Но как раз в этот-то момент семья и рухнет. Ведь такие отношение возможны лишь в связке «жертва-спасатель». И как только один становится здоровым, созависимые отношения распадаются. И что же лучше? Лечить обоих, что невозможно, если человек не согласится снять розовые очки и признать свою вторичную выгоду в такой связке. (А проще доказать алкоголику, что он нездоров и надо лечиться, чем его жене- что она созависима и ей на сАмом деле выгодна позиция жертвы.) Может лучше оставить всё как есть, сохранив хоть такУю семью?
Поэтому, когда мне задают казалось бы простейший вопрос, я могу уйти в себя, слишком много нюансов всплывает в моей голове.
В то время как большинство людей всегда знают «КАК надо» и «КАК правильно». Я НЕ ЗНАЮ «что такое хорошо, а что такое плохо»........

Обновлено: 14.06.2020 — 19:37

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *